Родителям...ФГОС...


Знакомство с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и с требованиями к учебным изданиям, школьным ранцам и сменной обуви в свете новых стандартов.

 
С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые  санитарно-эпидемиологические требования, которые затрагивают практически все сферы школьной жизни. В них прописаны требования к зданию школы, территории, температуре и освещению в классах, указана почасовая нагрузка на учащихся разных классов, определено время на отдых и школьные перемены, приведены рекомендации к организации медицинского обслуживания обучающихся.
Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
В 1-м классе учебный процесс строится, исходя из следующих требований:
- уроки проводятся только в первую смену и по 5-дневной учебной неделе;
- обучение имеет ступенчатый режим в первом полугодии;
- в середине учебного дня рекомендуется организовывать динамическую паузу не менее 40 минут;
- учащиеся, посещающие группу продленного дня, должны иметь дневной сон не менее 1-го часа и обеспечены 3-разовым питанием и прогулками;
- обучение проводится без балльных оценок и домашних заданий;
- при традиционном режиме обучения первоклассники имеют дополнительные недельные каникулы в середине III четверти.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг; 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг 
В целях профилактики нарушения осанки  у учащихся начальных классов необходимо воспитывать правильную рабочую позу с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями санитарных правил и  рекомендуется иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в школе, второй - для приготовления домашних заданий. Вес учебного издания для учащихся начальных классов не должен превышать 300 г. Вес изданий для 1–4 классов, предназначенных для работы только дома или в классе, не должен превышать 500 г.  Допускается увеличение веса издания не более, чем на 10%.
Так же существуют определенные требования к ранцам, которые тоже влияют на осанку учащихся. Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей.
Требования к школьным ранцам:
  Вес ранца не должен превышать 700 г.
  Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму.
  Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму.
  Предпочтение следует отдавать ранцам, спинка которых имеет специальные массажные профили.
  Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни,  должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки.
  Высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм.
  Ширина ранца не должна превышать 60-100 мм.
  Длина ранца не должна превышать 300-360 мм.
  Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее  его гигиеническую безопасность.
   Безопасность ранца должна быть подтверждена санитарно - эпидемиологическим заключением, выданным уполномоченным органом и утвержденным в установленном порядке.
  Необходимо  постоянно контролировать содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей.
  Регулярные контрольные взвешивания ранца с ежедневными учебными комплектами необходимо проводить в течение учебной недели каждой четверти с помощью старшеклассников.
  Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – 2, 2 кг, для учащихся 3-4-х классов – 3, 2 кг.
Важно подготовить правильную сменную обувь, которая сохранит жизнь и здоровье вашего ребенка во время его нахождения в школе.

Требования к сменной обуви:
  В учреждении  учащимся следует использовать сменную обувь.
  Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы.
  Обувь не должна быть зауженной в носочной части.
  Подошва в обуви  должна быть гибкой.
  Высота подошвы не должна быть более 0,7 см.
  Высота каблука не должна превышать 2 см.
  Сменная обувь должна иметь фиксированный задник.
  Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части.
  Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию голеностопного сустава стопы.
  Конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства.
  В сменной обуви не допускается использование стелек с выпуклостью в подсводном пространстве.
  Безопасность материалов, из которых изготовлена сменная обувь, должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.
  В качестве сменной обуви рекомендуется использовать сандалии с частично закрытой носочной частью и фиксированным задником.
  Контроль за сменной обувью осуществляют классные руководители
  Вопросы использования сменной обуви обсуждаются на родительском собрании.
Учащихся, часто болеющих простудными заболеваниями, ангинами, ОРЗ, рекомендуется рассаживать подальше от наружной стены класса.

Учащихся, сидящих на крайних рядах (1 и 3 ряды при трехрядной расстановке парт), не реже чем 2 раза за учебный год, необходимо менять местами для сохранения остроты зрения.
Начало обучения в школе является настоящим испытанием не только для психики ребенка, но и для его организма. Часто в этот период  начинает страдать зрение. Связано это с большой нагрузкой на глаза,  так как ребенок часто концентрируется на письме и чтении.

Как подготовить зрение своего ребенка к обучению в школе?
Можно выделить основные рекомендации врачей офтальмологов:
1)Обязательно стоит соблюдать режим зрительной работы глаз. Для этого ребенок четко должен знать, как правильно сидеть за столом. Расскажите ему, что при этом необходимо следить за осанкой. Важно показать ребенку, на каком расстоянии должна находиться книжка при чтении и тетрадка во время письма – 35-40 см, длина руки от локтя до кончиков пальцев.
2) Всегда необходимо следить за освещением в комнате, где занимается ребенок. Если есть возможность, поставьте письменный стол возле окна. В дневное время суток нужно включать основное освещение, в вечернее время – основное освещение и настольную лампу. Свет должен падать слева.
3) Стоит ограничить просмотр телевизора. Детям в возрасте 6 -7 лет рекомендуется смотреть телевизор не больше 15-30 минут в день, на расстоянии 5 диагоналей экрана.
4) Необходимо исключить нагрузку, связанную с работой на компьютере. Чем меньше ребенок будет работать за компьютером, тем меньше будет нагрузка на глаза.
5) Обязательно делайте гимнастику для глаз. 5-10 минут в день достаточно для укрепления глазных мышц. Гимнастику делайте вместе с ребенком. И приучать ребенка к ней нужно в дошкольном возрасте.
При поступлении в школу необходимо обязательно посетить всех специалистов. Если у малыша наблюдается снижение зрения, то это должно быть указано в его медицинской карте. Специалист также посоветует лучшее место, где должен сидеть малыш в классе.
Обязательно нужно рассказать ребенку, что во время перемены нельзя сидеть за учебниками, читать книжки или журналы. Нужно дать отдохнуть глазам.
Чтобы не возникало проблем со зрением, необходимо помнить о пользе белковой пищи. Рацион ребенка должен быть не только вкусным, но и полезным и разнообразным. Акцент стоит делать на фрукты, овощи, мясо и рыбу. К тому же поощряйте различного рода прогулки на свежем воздухе.
Соблюдение этих требований и рекомендаций сохранит здоровье вашего ребенка на долгое время обучения в школе.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ  «ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНОК 6 ЛЕТ?»
Внимание

·         Выполнять задания, а также слушать, не отвлекаясь, около 15 минут.

·         Точно следовать инструкции при выполнении задания.

·         Находить 5-б отличий между предметами и между двумя рисунками.

·         Находить два одинаковых предмета среди нескольких похожих.

·         Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

·         Копировать в точности узор или движение.

·         Выполнять упражнения на быстроту реакции. Например:  «Услышишь правильный ответ - похлопай в ладоши, услышишь неправильный ответ - потопай ногами».

Память

·         Запоминать 8-10 картинок или ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.

·         Запоминать на слух и повторять 5-7 цифр.

·         Запоминать и повторять 8-10 пар связанных между собой по смыслу слов. Например, медведь - малина, зима - снег, кошка - мышка и так далее.

·         Запоминать простейшие считалки и скороговорки.

·         Пересказывать небольшие рассказы, сказки; рассказывать стихи, передавать содержание картинок.

·         Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мышление

·         Группировать предметы по определённым признакам и называть каждую группу обобщающим словом (мебель, обувь, животные).

·          Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.

·         Находить сходства и различия между предметами, объяснять их.

·         Находить и объяснять несоответствия.

·         Достраивать простейшую закономерность.

·         Определять последовательность событий.

·         Делать простейшие умозаключения, например: «Если папа выше сына, значит, сын...», «Две девочки рисовали ромашки, а одна колокольчики. Маша рисовала ромашки, Ира рисовала колокольчики, значит, Катя рисовала...»

·         Придумывать название к картинке.

Развитие речи

·         Строить сложные предложения разных видов.

·         Составлять предложения из данных слов.

·         Образовывать новые словосочетания по образцу.

·         Объяснять смысл простейших пословиц, например: «Делу - время, потехе – час».

·         Составлять рассказы по одной картинке, а также по серии картинок.

·         Рассказывая стихи, использовать выразительность (например, применять различную интонацию для выражения радости, грусти, возможно - жесты и мимику).

Глазомер, пространственная ориентация, мелкая моторика

·         Ориентироваться в тетради, используя понятия: «влево», «вправо», «вниз», «вверх», «сверху вниз», «снизу вверх», «слева направо», «справа налево».

·         Регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета.

·         С помощью карандаша (без линейки) изображать вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей.

·         дорисовывать вторую половину заданного предмета.

·         Складывать из конструктора по образцу простейшую фигуру.

·         Различать предметы по размеру, форме, цвету.

·         Вырезать ножницами фигуру по данному контуру.

·         Выполнять аппликации на бумаге как по образцу, так и самостоятельно.

·         Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе и так далее.

·         Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.

Окружающий мир

·         Называть свои имя, отчество и фамилию, возраст, а также имя, отчество и фамилию своих родителей, домашний адрес.

·          Знать название города , в котором он живёт, а также название столицы своей Родины.

·         Знать название нашей планеты.

·         Знать названия основных профессий, их сущность и приносимую пользу.

·         Называть времена года, весенние, летние, осенние, зимние месяцы, части суток, дни недели и их последовательность.

·         Различать среди животных зверей, птиц, рыб, насекомых. Отличать диких животных от домашних, правильно называть их детёнышей.

·         Называть овощи, фрукты, ягоды, грибы; называть и отличать садовые цветы от полевых; называть отличия деревьев от кустарников, приводить примеры.

·         Называть явления природы, осадки.

·         Различать одежду, обувь, головные уборы.

·         Называть различные виды транспорта, а также технику (экскаватор, подъёмный кран, комбайн, пылесос, мясорубка и другие).

Основы грамоты и математики

·         Делить слова на слоги (части) с помощью хлопков, либо ударов ладони по столу.

·         Делить простые предложения на слова.

·         Различать гласные и согласные звуки.

·         Определять количество и последовательность звуков в словах, например, таких как «сок», «ноты», «сила», «суп», «дыра».

·          Знать цифры от О до 9, знаки «+», «-», «=».

·         Сравнивать числа в пределах 10 с использованием слов «больше», «меньше».

·         Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.

·         Уметь получать каждое число первого десятка путём прибавления единицы к предыдущему числу или путём вычитания единицы из последующего числа.

·         Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

·         Различать и называть плоскостные геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Источник: Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для дошкольников.-М.: РОСТ, 2012

3 комментария:

  1. Очень грамотный подход.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересная статья.

      Удалить
  2. Статья будет полезна родителям, все четко и ясно расписано.

    ОтветитьУдалить